«Те, кто строит электронный концлагерь для человечества, действуют осторожно...»
Валентин Катасонов

Глава «Лиги безопасного интернета» (ЛБИ) Екатерина Мизулина считает, что каждый второй ребенок хотел бы уехать из России после блокировки онлайн-платформ «Роскомнадзором». Екатерине жаль детишек от восьми до шестнадцати лет и старше, которые плачут.
Причём и те, которые «всегда и везде ходят с флагами России», пишет в своем в Telegram-канале гражданка Шаман-Дронова-Мизулина, обеспокоенная как негативно детские и юношеские огорчения могут повлиять на подрастающее поколение.
Она не боится об этом прямо заявлять. Надзорное же ведомство только оправдывается, мол с 2019 года неоднократно направляло уведомления американскому интернет-сервису Roblox с требованием ограничить доступ к запрещенным материалам, в соответствии со ст. 15.1 и 15.3 149-ФЗ.
Меняем сумасшедшего клоуна на недалекого генерала: Зачем британцы двигают Залужного
В Киеве грядет смена власти, и Лондон выдвинул своего кандидата на выборы
И вот наконец с 4 декабря доступ к ресурсу в целом ограничен из-за массового и неоднократного распространения материалов с пропагандой и оправданием экстремистской и террористической деятельности, призывами к насилию, а также пропагандой ЛГБТ* тематики.
Глава комитета Государственной думы по информационной политике Сергей Боярский одобрил блокировку интернет-платформы, назвав это абсолютно верным и своевременным. Мизулина же, наоборот, заявила, что собирает письма для отправки в федеральную службу против, в частности, блокировки в России Roblox.
Однако государевы контролеры в сфере ИТ заявили, что оснований для отмены блокировки не видят. Так что возникает вопрос: не сгущает ли «фея безопасного интернета» краски по поводу детских слез — и с какой-такой она это делает целью?
Эксперт по вопросам интернет-безопасности Арсений Кульбицкий сообщил, что Roblox для детей изрядного возраста весьма завлекателен, а местами и полезен:
— Это, с одной стороны, игра, точнее игры. Но не просто игры, а можно сказать целое явление, социальный феномен цифровой эпохи, выросший из скромного проекта 2006 года во «вселенную», которую ежедневно населяют десятки миллионов человек. И администрируют там не только её создатели, Дэвид Бассуки и Эрик Кассель, но и простые пользователи.
Платформа дала им не готовый «замок с донжоном» или «космический корабль», или «неизвестную планету», а бесконечный запас цифровых «кубиков Лего» с возможностью строить из них всё, что пожелают.
Там есть Roblox Studio в которой если не любой, то особо продвинутый ребенок может сделать что-то своё. Язык программирования Lua позволяет оживлять объекты, создавая новые миры. Как бы стирается грань между игроком и дизайнером.
Произошла демократизация гейм-дизайна, давшая новые возможности поколению, выросшему в Интернете. Так что Екатерина Михайловна, которая раньше была против всего вредного, теперь… против запрета.
«СП»: Но ведь Roblox заблокирован или запрещен в нескольких странах?
— Да, в Алжире, Китае, Ираке, Иордании, Северной Корее, Омане, Палестине, Катаре, и Турции. Запрещали его в ОАЭ с 2018 по 2021 год.
Кувейт ненадолго, на три месяца запретил в 2025 году, а затем снял запрет после того, как ресурс согласился на ограничение контента для повышения безопасности.
Причины этих запретов разные, Турции не нравится контент, способствующий азартным играм и сексуальному насилию над детьми.
Нидерланды и Бельгия тоже ограничили некоторые игры на платформе из-за так называемых игровых «лутбоксов», которые выдают предметы на основе случайных или неизвестных шансов, чтобы уменьшить воздействие азартных игр на детей. Катар обращает внимание на проблемы безопасности.
У нас блокировка осуществлена на уровне интернет-провайдеров, но многие пользователи уже нашли способы обхода ограничений с помощью специальных программ. Однако такие методы рискованны для безопасности данных и нестабильны.
«СП»: Почему Екатерина Мизулина решила высказаться против запрета игровой платформы?
— Трудно сказать. Может потому, что в самой Америке Roblox находится под следствием «Комиссии по ценным бумагам и биржам» США? Вообще у платформы много противников.
Индонезия потребовала усилить фильтры для удаления вредоносного контента и повышения безопасности, а невыполнение этого требования может привести к запрету. В Бахрейне начали разработку законопроекта о запрете из-за аналогичных опасений.
Министерство образования Казахстана предупреждает родителей, в Мексике то же самое. Считается, что на платформе маньяки преследуют несовершеннолетних с сексуальными целями, напоминает эксперт…
Но и блокировка любимой игрушки тоже может вызвать у детей стресс, вне зависимости от того была ли она только развлечением или средой для общения, творчества и обучения программированию. Придётся объяснять детям ситуацию как неизбежное явление. Важно поддерживать младшее поколение, чтобы оно не ушло в более опасные онлайн-пространства.
Вообще принято считать, что Екатерина Минзулина всё делает из каких-то практических, сугубо карьерных соображений. Хотя, с другой стороны, общественное доверие к «Роскомнадзору», прямо скажем, не очень высокое. Многие сомневаются в объективности и прозрачности решений ведомства, особенно на фоне ужесточения контроля за интернетом и частых блокировок популярных сервисов.
Юрий Афонин, КПРФ: Своими нормами вы превратили учителей в роботов. Но и роботы горят от перегрузки
Коммунисты предложили установить базовую ставку оплаты труда педагогов на уровне не менее двух МРОТ
Это подрывает доверие к государственным институтам и ведёт к росту использования обходных путей, таких как VPN. Раздаются голоса, что блокировка может быть поводом для манипуляции общественным мнением. Так что не исключена возможность, что очаровательная Мизулина-младшая просто-напросто набирает себе очки популярности для дальнейшего карьерного и политического роста.
Семьи по-разному реагируют на блокировку. Многие считают решение избыточным и неэффективным, так как оно не устраняет причины проблемы, а лишь ограничивает доступ к в чём-то полезному ресурсу.
Кстати, ему в России пока есть альтернативы, которые могут хотя бы частично заменить: KoGaMa, Minecraft, даже с родительским контролем для младших детей, Rec Room, Core, Creativerse.
Эти платформы также позволяют создавать собственные миры, играть в пользовательские игры и общаться, хотя каждая имеет свои особенности и минусы. Есть среди них полезные для подростков, предлагающие более сложные инструменты для творчества и социального взаимодействия.
Если запрещённая платформа выполнит требования, её разблокируют, но процесс займёт время. Вроде бы она готова сотрудничать с властями и уже удаляла запрещённый контент по требованию.
Россия была одним из ключевых рынков, ежемесячная аудитория платформы в стране составляла около 18 миллионов пользователей. Общая капитализация около 68 млрд долларов. Но многие российские геймеры тоже потратились на покупку игровых «предметов». Некоторые требуют вернуть средства, но механизмов компенсации нет.
* ЛГБТ — Движение признано экстремистским и запрещено в России